Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.06.2018, 15:57

МОУ "Усть-Карская СОШ"

Меню сайта
Новости
[04.03.2013]
Участие в конкурсе "Раскраска для мамы" (0)
[15.03.2013]
Наши дети вошли в число победителей конкурса "Правила дорожного движения" (0)
[21.12.2013]
ПООЩРЯЕМ ЗА ХОРОШИЕ ДЕЛА!!! (0)
[20.02.2014]
25 января состояля конкурс "Вместе мы сила1 (0)
[20.02.2014]
Конкурс чтецов "Я к вам пишу......" (0)
Форма входа

Научно-исследовательская работа школы

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие творческих способностей на уроке химии

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время.

Тарасова О.С., учитель химии

Вторая квалификационная категория

За годы работы я поняла, что не в  количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз,  уходя домой, думаешь о завтрашнем уроке, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Меня зовут Тарасова Оксана Сергеевна, уже 17 лет работаю учителем химии в Усть-Карской СОШ.

Моя позиция:

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической  деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя этого цели познания из разных областей, коммуникативные умения.

Одной из главных задач в любой школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности.

Для развития умственных способностей учащихся необходимо использовать активные методы обучения, рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи, движении и развитии.

В современной психологии доказано, что для развития мышления учащихся существенное значение  имеют их практическое действие: составление схем, диаграмм, приборов, тренажеров. Мыслительные операции развиваются на основе предметных действий, при этом знания становятся более конкретными, лучше связываются с практикой.

Как на уроках так и во внеурочной деятельности я широко использую работу учащихся с приборами , моделями, игровыми установками, схемами и т.п. в процессе которой они учатся наблюдать , анализировать, сопоставлять, обобщать, систематизировать и приобретают специальные умения и навыки.

Так, например, в 8-х и 9-х классах широко используют буквенные игры-задачи такие как : логогрифы,  метаграмма,  анаграмма, шарада, составление ребусов, кроссвордов, различного рода игр, которые развивают сообразительность, внимание ,логику и оригинальность мышления. Такие творческие задания предлагаю составить самим учащимся в качестве домашнего задания, которые в дальнейшем использую на уроках для разрядки.

Например: 1) решите анаграммы и исключите лишнее слово:  етубн, нэта, паюпорл, нексиг.

2) Подберите название животного, которое соответствует каждой из предложенных формул : вол, павлин, кабан, крохаль, скорпион.

НС-СН;               НзС- СНз;          НзС-СН2-ОН;         СНзСОСНз;         СНзСОН.

3)Продолжи ряд формул: С2Н5ОН ; С2Н4; С3Н6О ; С3Н7ОН ; С3Н6; С4Н8О …    .

На старшей ступени предполагается формирование ключевых компетенций.  Их становление и развитие осуществляется посредством включения старших школьников в  проектировочную и исследовательскую деятельность, которая позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся.

       Метод проектов  я начала использовать несколько лет назад для развития творческих способностей учащихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.

Что такое проект?

Проект это пять  «П» 

 

Проблема    Проектирование    Поиск    Продукт     Презентация

Работа над проектом включает следующие этапы:

- подготовительный

(определить вид проекта по деятельности, по времени, по интеграции; цели и задачи развития, обучения, воспитания, информационное, учебно –методическое оснащение, список литературы)

- этап реализации (погружение в проект, организация деятельности)

- этап работы над проектом;

- презентация проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интереснее самостоятельно, в группе или самому максимально используя свои возможности, позволяющий проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы-носит практический характер, имеет важное прикладное значение, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Например, проект по теме «Жиры» в 10  кл.

Цель проекта: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, расширить знания учащихся о жирах, о роли жиров в организмах животных, о сбалансированном питании.

Создать условия для развития навыков научно-исследовательской работы учащихся, их творческой и деловой активности.

Форма работы: групповая, коллективная.

(3 часа) 1 урок – ролевая игра (биологи, химики, психологи, диетологи, социологи)- работа с источниками (интернет ресурсы, литература)

На втором уроке каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций, шла подготовка к защите проекта.

Третий урок – защита проекта .

Группа химиков - информация о жирах и других продуктах, привели формулы жиров и уравнения реакций. Опыты, связанные с жирами.

Группа биологов рассказала о жирах, их биологической роли.

Диетологи: о превращении жиров в нашем организме с основами правильного питания, приготовили таблицу с показателями калорий, рецепты низкокалорийных блюд.

Психологи рассказали о влиянии полноты на характер человека.

Группа социологов опросили окружающих об отношении людей к полным людям, составили диаграмму.

Ценность такого опыта  применения данной формы деятельного подхода в изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную  созидательную  работу.

«Ум заключается не только в знании, но и умении прилагать знания на деле».

                                                                                   (Аристотель.)

            На развитие творческих способностей влияют и практико-ориентировочные задания: для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и  не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция, а это шаг к воспитанию творчески активной личности.

(Примеры)

         Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности; написания химических сказок, эссе, сообщений, минипособий.

         Обучение с использованием практико-ориентировочных заданий приводит  к более прочному усвоению информации, т.к. возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

         Поиск методов форм обучения, способствует воспитанию творческой личности, привел к появлению игровых технологий. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

        ( Пример урока-игры «Бюро находок»)

          Еще один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка-это исследовательская практика.

       «Исследованию все возрасты покорны». Склонность к исследованию свойственна всем детям. Неутомимая  жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать - это индикаторы детской одаренности.

        Структура учебного исследования:

          Выделение и постановка проблемы - выдвижение  гипотез-поиск и предложение возможных вариантов решения - сбор материала - обобщение  полученных данных – подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.)-защита проекта.

            (Н-Р,8 кл.»Алгоритм составления уравнений реакции»)

          Развитию творческого мышления способствуют ассоциации, ассоциации мышления. На использование ассоциаций меня подтолкнули сами дети,: необходимость представить тот или иной научный химический процесс на не сложном привычном уровне и связать с чем-то привычным и ребенок начинает понимать.  (например, схемы распределения электронов по орбиталям, образование ионной или ковалентной связи)

           Кроме других способов и методов, развивающих творческие способности обучающихся, я могу назвать метод опорных схем и конспектов, использование информационных технологий.

           Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время должны помнить:

-Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых результатов, они обязательно будут, но не торопите события.

-Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ –дело очень деликатное.

-Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных»

-и самое главное- творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: образование (20.02.2012)
Просмотров: 4947 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Случайное фото
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz