Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 14.12.2018, 15:31

МОУ "Усть-Карская СОШ"

Меню сайта
Новости
[04.03.2013]
Участие в конкурсе "Раскраска для мамы" (0)
[15.03.2013]
Наши дети вошли в число победителей конкурса "Правила дорожного движения" (0)
[21.12.2013]
ПООЩРЯЕМ ЗА ХОРОШИЕ ДЕЛА!!! (0)
[20.02.2014]
25 января состояля конкурс "Вместе мы сила1 (0)
[20.02.2014]
Конкурс чтецов "Я к вам пишу......" (0)
Форма входа

Научно-исследовательская работа школы

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль нравственности в системе современного воспитания

Е.Л. Тарасова, учитель биологии

МОУ «Усть-Карская СОШ»                     

Роль нравственности в системе современного воспитания

                                     «…Влияние нравственное составляет главную

                                    задачу воспитания, гораздо более важную,

                                                       чем развитие ума вообще,

                                                       наполнение головы познаниями».

                                                                                                       (К.Д. Ушинский).

Процесс воспитания школьников за последнее время претерпел существенные изменения.   В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания и причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы, школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу  невозвратимый и невосполнимый урон.  В педагогической литературе  проблема нравственного воспитания  нашла отражение в  исследованиях Б.Т. Лихачёва, А.С. Макаренко,  В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, но большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.  Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны определенным образом согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Поэтому в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функциями которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. Школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе.   Нравственное формирование учащихся является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает вопрос о специфических особенностях деятельности педагогов и классных руководителей по нравственному воспитанию учащихся.  Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности педагогов и классных руководителей так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся. Вполне понятно, что деятельность педагогов в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций. Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией педагогов и классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Классные руководители и педагоги – предметники  отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.  Существуют различные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников:

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

На уроках биологии изучаются такие темы уроков, где можно работать над формированием нравственности у школьников. Например, урок биологии в 11 классе «Вирусы». На уроке изучается строение и многообразие вирусов. Более подробно можно изучить вирус СПИДа, с целью формирования представления о болезни века. На уроке я знакомлю учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции, формирую понятие о личной ответственности за свое здоровье, учу оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности. Кроме того, на уроках биологии рассматриваются темы о вреде наркотических средств, алкоголя, курения на здоровье человека. Перед учителем открываются широкие возможности по формированию у учащихся представлений о повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

«Закономерность нравственного воспитания»  сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.


 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: образование (05.03.2012)
Просмотров: 749 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Случайное фото
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz